• Аптека працює: Пн - Пт з 9°° до 21°°
  • Прийом заявок по телефону: Пн - Пт з 9°° до 18°°
  • Обробка заявок з сайту: Пн - Пт з 9°° до 18°°

Биологически Активные Добавки (БАД) – панацея или шарлатанство?

Биологически активные добавки (БАД) к пище популярны во всем мире. Более 50% населения Европы и до 80% американцев и японцев употребляют те или иные БАД, восполняющие дефицит жизненно важных веществ и улучшающие жизнедеятельность организма. В то же время в Украине и России, где проблема несбалансированного питания и гиповитаминозов населения стоит довольно остро, БАД еще только предстоит завоевать лояльность населения.

 

Нынешняя тенденция потреблять БАД пришла к нам из-за рубежа, где пищевые добавки присутствуют в рационе каждого пенсионера и значительного числа работающего населения. Кстати, именно с этим фактом специалисты связывают высокую продолжительность жизни людей в этих странах.

 

Нашим же соотечественникам долгое время было не до здоровья, тем более не до профилактики. Но ситуация изменилась, и с ростом благосостояния украинцы и россияне также начали больше думать о своем здоровье и требовательнее относиться к качеству продуктов, которые они потребляют. Мода на здоровый образ жизни наконец-то пришла и к нам. В результате, если рынок БАД в развитых странах в последнее время возрастает на 1% в год, то у нас - на 15-20%!

 

Согласно результатам одного из исследований компании RMBC, проведенного в 2003 г., 44% потребителей не считают БАД лекарствами, но в то же время многие (четверть опрошенных) полагают, что это ПОЧТИ лекарства. Кроме того, по мнению более 60% респондентов, БАД должны рекомендовать специалисты — врачи и провизоры. Пациенты используют БАД для лечениянетяжелых заболеваний, тогда как для лечения серьезных недугов все-таки полагаются на лекарственные средства. Таким образом, мы наблюдаем четкое подтверждение конкурентного положения БАД по отношению к лекарствам в восприятии потребителей.

 

За последнее время (начиная с 1998 г.) на российском и украинском рынках начали активно регистрироваться и продвигаться БАД. Причем по темпам роста регистрации за последние 2-3 года БАД уже сравнимы с готовыми лекарственными средствами (ГЛС). Возрастание интереса к БАД наблюдается и среди фармацевтических производителей — 18% производителей БАД являются производителями лекарств. С другой стороны, БАД располагают намного более широкими возможностями продвижения из-за отсутствия ограничений по регистрации и продвижению, как для лекарственных средств.

 

В зависимости от того, насколько сильны конкурентные позиции БАД на аптечном рынке, можно условно разделить все лекарственные средства на 3 группы.

 

Первая группа, в которой БАД значительно конкурируют. В качестве яркого примера можно привести сегмент препаратов для лечения ожирения, в котором наблюдается значительная конкуренция со стороны группы БАД для лиц, контролирующих массу тела. Так, только аптечные продажи БАД данной группы сравнимы по объемам с лекарственными препаратами для лечения ожирения. При этом количество БАД, продающихся в аптеках, в десятки раз превышает число лекарств для лечения ожирения, присутствующих на рынке. Кроме того, можно отметить ценовые преимущества БАД перед лекарствами в этом сегменте. Так, сегмент лекарственных средств ГЛС для лечения ожирения на две трети составляет Ксеникал со стоимостью упаковки около 25 долл., тогда как половина продаж БАД для похудения приходится на марки стоимостью до 10 долл. за упаковку. Кроме ценовых преимуществ БАД в этом сегменте имеют и возможность рекламироваться в СМИ, в отличие от лекарственных препаратов, имеющих рецептурный статус.

 

Вторую группу составляют БАД, которые пока не столь заметно конкурируют в аптеках.

Здесь наиболее интересны следующие группы:

- средства для лечения эректильной дисфункции и БАД общеукрепляющего действия для мужчин;

- витаминные препараты и БАД, влияющие на процессы тканевого обмена;

- БАД, поддерживающие функции опорно-двигательного аппарата.

 

Третья группа лекарственных средств представлена сегментами, в которых БАД пока совсем или практически не присутствуют. Среди наиболее характерных сегментов рынка, представляющих третью группу лекарств, можно назвать следующие:

- бронхиальная астма, аллергия;

- болеутоляющие препараты;

- противогрибковые препараты.

 

В первую очередь в эту группу попали сегменты, где от препаратов требуется быстрое достижение лечебного эффекта, и БАД, соответственно, не могут заменить лекарства ни частично, ни, тем более, полностью.

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Рынок БАД в России и, особенно, в Украине еще далек от насыщения и находится в стадии активного формирования.
  2. В Украине практически не сформирован рынок БАД для «богатых людей». 

К сожалению, репутация БАД на рынке скорее отрицательная, чем положительная из-за, во-первых, большого количества «серых» производителей и реализаторов. Во-вторых, крупные известные компании типа NuSkin только недавно вышли на рынок России и сейчас выходят на рынок Украины.

 

Коментарі:

Поки ніхто не залишив коментар до цієї статті
Додати коментар

Як коментар приймається текст до 1000 символів без використання HTML коду

Опублікувати коментар
Розділи
Гостьова книга review

Вхід в особистий кабінет

Забули пароль?

Увійти